Травница (кубышка) – кукла-оберег от болезней

Очень меня заинтересовали русские куклы-обереги. Их история, методики создания своими руками, а более всего та аура, что их сопровождает. Следующим оберегом, к которому я решила обратиться, стала кукла Травница (Кубышка).

Кукла Травница (кубышка). Значение оберега

Оберег этот считается защитником дома от болезней, более того, ему приписываются свойства исцеления. А все потому, что при создании Кубышки, в куклу закладывается много трав, конечно же, лекарственных. И если помять такую куклу руками, из травок выделяются эфирные масла, польза которых давно научно доказана. От того, какие вы травы будете использовать, зависят и обережные свойства Травницы:
  • мята и душица оказывают успокаивающее воздействие, а также очищает воздух от вирусов и микробов;
  • лаванда также обладает антимикробными свойствами, а еще она снимает головную боль и способствует нормализации давления;
  • мелисса и зверобой помогают при бессоннице, неврастениях и головных болях;
  • чабрец обладает выраженными антисептическими, обезболивающими, бронхорасширяющими и откашливающими свойствами.
Это, конечно же, далеко не все травы, которые наши предки славяне использовали при создании оберега. Можно взять какую-то одну травку или использовать аптечный сбор, как сделала я в этом мастер-классе. Но лучше все-таки травки для Кубышки заготовить самому, своими руками, что я и планирую сделать в этом году.

Как сделать Травницу. Мастер-класс

Итак, чтобы сделать Травницу своими руками, нам понадобятся:
  • круг ткани, диаметром в 35 см;
  • квадратный лоскут светлой однотонной ткани, размером в 25 на 25 см;
  • 4 квадратных лоскута, размером в 10 на 10 см (для узелков и груди);
  • наполнитель (синтепух, вата, шерсть);
  • треугольник ткани для косынки (половинка квадрата, со стороной в 30 см);
  • лоскуты ткани для фартука (или нескольких);
  • тесьма на поясок;
  • узкая полоска на повойник;
  • нитки для перевязки;
  • травки.
Порядок работы
  1. На лоскут светлой ткани (в мастер-классе использовался белый ситец) кладем шарик наполнителя и перевязываем. Обычно для перевязи используется красная нить. Но вот мне почему-то захотелось взять желтую, цвета солнца.

  2. Уголки по бокам от головы складываем как на фото и тоже перевязываем. Формируем груди для Кубышки. Кстати, женская грудь считалась у славян первым признаком здоровья.)))





  3. Привязываем грудь туда, где ей и положено быть, и приступаем к изготовлению юбки. По краю круга делаем наметочный шов  руками и немного стягиваем. В середину получившегося кулечка кладем сначала синтепух, затем травку. Прикрываем сверху опять синтепухом.





  4. Вставляем верх куклы в нижнюю часть и затягиваем. Привязываем фартук (см. фото). В мастер-классе я решила сделать для Кубышки целых 4 фартука.


  5. Далее делаем повойник для куклы. На узкой ленте завязываем два узелка и повязываем его на Травницу. Осталось повязать на куклу косынку и дать ей в руки узелки с лечебными травками.





Вот, мастер-класс окончен, оберег Травница своими руками готова. Да, кстати, такой оберег сразу после изготовления вносили в дом, после чего в обязательном порядке давали подержать в руках всем домочадцам, чтобы она уберегла семью от болезни. Здоровья вам всем, крепкого-крепкого!







Смотрите также:

Народная кукла-оберег Купчиха (Успешница). Мастер-класс

Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс

Делаем Пеленашку своими руками

Обереговая парочка на хороший урожай. Крупеничка и Богач

28 комментариев:

  1. Светлана, спасибо огромное! Такой МК красочный! Обережные куклы-это сила!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое ! Прекрасный МК !

    ОтветитьУдалить
  3. У вас уже так тепло? Классно!
    Замечательный МК!!! Света, ты когда соберешься делать новую кубышку с травкой, ткни меня, пожалуйста )) я каждый год собираюсь, но так руки и не доходят ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, у нас так переменчиво, как ни одной весной не было, то жара, то снег с градом... Сегодня вот сидим дома целый день...Я кубышку еще даже не одну хочу сделать, когда травка будет своя)))

      Удалить
    2. Ну у нас вроде сильных колебаний нет.
      А кубышек буду ждать ;)

      Удалить
  4. Светлана,спасибо за Мк.Нужно будет попробовать сделать в новом сезоне!)

    ОтветитьУдалить
  5. Света, спасибо за мк, здорово окунуться в русские традиции! Травница - огонь! и такие аппетитные формы))

    ОтветитьУдалить
  6. Отлично! Я когда-то на свадьбу делала неразлучников в подарок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо. На разлучников хотелось бы посмотреть))) в Галерее

      Удалить
    2. Даже не знаю, Света.... они такие простенькие для меня сегодняшней.... я ж тогда даже игрушками не занималась... и делала их первый раз... Фото тем более еще такое себе по части качества... ладно, подумаю. Может и решусь разместить.

      Удалить
    3. Оля, вот мне кажется, что в этом вся и прелесть этих кукол. Простота в изготовлении, но вместе с тем - душевность, самобытность, обращение к нашим историческим корням...Знаешь, у меня недавно гости были. Куклы у меня по все квартире уже, разные, мягкие игрушки, тильды...Но больше всех их поразили мотанки...подорожница уехала)))

      Удалить
    4. )))) ладно ))) размещу. И то, правда. А у меня кукол-то дома особо и нет. Все разбежались. Осталось только два Кузьки - домовенок и Жирафик.

      Удалить
    5. Уговорила таки))) Я тоже уже начинаю своих пристраивать))) У меня корзинки дома ни одной нет, все сразу расходятся, а вот с игрушками пока было жалко расставаться)))

      Удалить
  7. Света, я уже практически поселилась в твоем блоге )) Стараюсь ничего не пропустить! Так интересно, не знала что столько разных кукол-оберегов существует, очень познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Какой шикарный МК! Спасибо, Света!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня))) Можно сделать оберег с детками и присоединиться к галерее http://zanozatoys.blogspot.com/2015/04/galereja-kukly-oberegi.html ;)

      Удалить
  9. Светланка, удивила!!! Казалось в кубышке меня удивить нечем, делала их разные и Оранту (с поднятыми руками - защитницу, и с
    узелками в руках)... Но вот головной убор у твоей куколки - чУдно как хорош! Повойник с рожками - это не передать, как здорово! Эх, рано сейчас Травницу мастерить, а так хочется такой головной убор попробовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, спасибо))) Кстати, про Оранту ничего не знаю, надо погуглить))) А повойничек такой подглядела у кого-то, очень мне понравился, Кубышке он к лицу)))

      Удалить
  10. Света спасибо!!замечательный МК!! Куколка красавица!так и пышит здоровьем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дык должна, оберег все таки))) Осенью наделаю Кубышек целый вагон))) Мечтаю сделать с разными травками и менять под настроение)))

      Удалить
  11. Чудесная куколка. Это дар делать обережных куколок. Они не каждому даются.

    ОтветитьУдалить